В наше время любой современный автомобиль оснащается каталитическим нейтрализатором устанавливаемом в выхлопной системе, в обиходе называемом просто катализатором либо каталиком. Использование катализатора обусловлено требованием экологических норм и стандартов. Выполняет функцию нейтрализации токсичных компонентов выхлопа автомобиля.
Устройство катализатора
Катализатор представляет собой металлическую банку, внутри которой находятся керамические либо металлические соты с напылением из таких редкоземельных металлов как палладий, родий или иридий. Так как эти металлы химически активны, они благополучно справляются со своей задачей, нейтрализуя оксиды азота и окись углерода. Затем эти уже безопасные для окружающей среды компоненты, просто выбрасываются из выхлопа.
Также в катализаторе присутствует специальный датчик, называемый лямбда-зонд передающий сигнал ЭБУ, о том что токсичность выхлопа в пределах нормы. Все современные каталики состоят из трех частей.
- Первая нейтрализует оксиды азота
- Вторая удаляет окись углерода
- Третья-это датчик лямбда-зонд
Причины неисправности
Производители каталитических нейтрализаторов указывают срок службы не менее 120 000 км пробега, но это справедливо в том случае, когда исправен двигатель и заливается качественное топливо. В реальности же дело обстоит совсем иначе, чаще всего замена катализатора требуется на отметке пробега в 60 000-80 000 км. Такой ускоренный износ катализатора происходит, когда применяемое топливо содержит в себе соединения свинца для повышения октанового числа.
Также можно добавить к этому естественный процесс выгорания напыления из редкоземельных металлов, ведь температура работы нейтрализатора может достигать 300 градусов. Забивание сот продуктами горения, тоже не продлевают жизнь катализатору. Срок службы каталика также зависит и от режимов работы ДВС. Стоит ли автомобиль в пробке либо владелец «давит на тапку», все это способно сократить время до полной замены катализатора. Акцентировать внимание на неисправности каталика стоит когда:
- загорается «check engine»
- двигатель начинает подтраивать
- появляются посторонние звуки под днищем авто
- очень слабый напор выхлопа из глушителя
Решение проблемы с катализатором
Когда автомобиль начинает плохо ехать, пропала приемистость двигателя, плохо разгоняется, появляется ощущение что двигатель просто «душат» - это первый признак неисправности нейтрализатора. Естественно, что лучшим вариантом является полная замена каталика на такой же, оригинальный, но в силу того, что катализатор деталь дорогостоящая, к такому варианту прибегают немногие. В большинстве случаев осуществляется ремонт катализатора, который представляет собой замену старых сот на новые. Но основная проблема в том, что не каждый сервис возьмется за такую работу. Либо замена оригинального каталика на более дешевый, универсальный.
Существуют еще более дешевые варианты устранения проблемы с нейтрализатором. Это установка пламегасителя вместо каталика, либо установка пламегасителя в старый корпус нейтрализатора. А также установка обманки и перепрошивка бортового компьютера, но такой ремонт катализатора может принести еще более значимые проблемы, такие как снятие с гарантии автомобиля и невозможность получения диагностической карты во время прохождения ТО.